Поиск по этому блогу

пятница, 21 января 2011 г.

ценности

Традиционные для сегодняшней школы ценности √ творчество, познание, активная деятельная жизнь √ отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия.
Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" √ это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни √ постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.
Атмосфера в семье "усреднённого" московского подростка иногда напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес, потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их, когда они возвращались обратно, случайно выжив. Данные методики ADOR
"Подростки о родителях" показывают, что в семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично - враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.
На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе √ материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Мы просили их представить, что будет с ними в будущем, и современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет.
Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.
Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности √ любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.
В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно √ это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они √ и психологи это отлично знают √ открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо √ "это не удобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. И так далее... В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций √ с неправильными реакциями √ показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным. Конечно, это не означает, что подростки в большинстве своём пассивные жертвы, просто они как на контрольной работе пишут то, что им кажется одобряемым, то есть одобряемое взрослыми поведение, по их мнению √ пассивно-зависимое, это тем более впечатляет, поскольку все ситуации теста касаются общения со сверстниками, а не со взрослыми.
Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше √ на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и "познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.
В конце нужно добавить, что счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь, √ это то самое другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе". Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростка, до сих пор не являются темами психологической работы с подростками.

Смысл жизни и ценности детей группы риска

В психологических исследованиях под смыслом понимается осознание отношения к жизненным целям. При осмыслении собственной жизни человек находится в состоянии равновесия со средой, при отсутствии смыслов появляются проблемы в жизни и реализации себя. Основные составляющие смысла в психологии — интеграция личной и социальной действительности, объяснение и интерпретация жизни и жизненная цель (задача) — находят недостаточное проявление у детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Данную категорию принято называть «дети группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития). В нее входят дети с проблемами развития, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, в том числе и не имеющих юридической силы обстоятельств, дети из неблагополучных, асоциальных семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте не внушает особого оптимизма, но любой специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы будущего этих подростков и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Анализ работ классиков психологии и крупнейших психологов, например Л.С. Выготского, показал, что у подростков можно выделить несколько основных групп интересов с той или иной доминантой. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта — интерес к собственной личности; доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; доминанта романтики — стремление подростков к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Д.Б. Эльконин в своих трудах выделил симптомы развития подростков. Среди этих симптомов — возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, все самое интересное происходит вне школы и т.д.). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (подросток ищет друга, того, кто может его понять и т.д.), что приводит к организации неформальных подростковых сообществ.
В исследованиях Т.В. Драгуновой, О.В. Дашкевича, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых раскрыты проявления трудностей подросткового возраста в современных социальных условиях обучения и воспитания, а также в особых жизненных ситуациях. Результаты исследований показывают, что современные подростки имеют особые ценности и смыслы жизни, которые во многом определяются условиями проживания ребенка в семье и обществе.
По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенные ответы подростков группы риска таковы: наличие еды, сладостей (много торта), игрушек, подарков, одежды. Подобные «вещные» характеристики показывают, что даже для пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастливого ребенка. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают у себя минимальную выраженность признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив»; в нормальных семьях обнаружено только 17% таких подростков.
Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.
Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по нашему мнению, относятся:
1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;
8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
10) склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессив
ной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны — боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.
Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении. В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе. Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий